Смоленская авиакатастрофа разделила польских деятелей культуры - «Иностранная пресса»
Дэн Билефски | The New York Times
Эхо трагедии под Смоленском докатилось и до творческой среды: деятели кино, писатели и художники спорят о том, как можно отобразить авиакатастрофу 2010 года в художественном произведении и стоит ли вообще это делать, пишет корреспондент The New York Times Дэн Билефски.
Несколько ведущих польских актеров уже отказались сниматься в художественном фильме "Смоленск" режиссера Антони Краузе, сообщается в публикации. Сам 73-летний режиссер опасается, что фильм может лишиться многомиллионной государственной поддержки из-за того, что представленная в нем версия противоречит официальной.
Разгоревшаяся в Польше "культурная война" вызвана расхождениями во взглядах на причины крушения, передает журналист. И польское, и российское следствие независимо друг от друга пришли к выводу, что причинами крушения послужили плохая видимость и человеческий фактор. Однако скептики утверждают, что это было убийство, объявление войны или изощренный государственный переворот, говорится в статье.
"Разброс теорий заговора кружит голову", - признает Билефски. "Искатели правды" обвиняют русских в том, что они напустили на посадочную полосу искусственного тумана, установили на борту самолета взрывчатку и убили Качиньского за то, что тот поддержал Грузию в войне против России.
По сюжету, главный герой "Смоленска" - польский журналист - ведет расследование, постепенно приоткрывая завесу тайны над скрываемой властями информацией о трагедии. По словам Краузе, он намерен развенчать полную лжи официальную версию, и ориентиром для него служит фильм Кэтрин Бигелоу "Цель номер один". Критики режиссера, в свою очередь, опасаются, что лента станет политическим высказыванием, выдаваемым за правду.
Режиссер Борис Ланкош обвиняет сторонников погибшего президента в его мифологизации и в эксплуатации польского комплекса жертвы. "Это культурная болезнь", - уверен Ланкош. "Нам вечно твердят, что мы избранный народ, - продолжает режиссер. - Культ мученичества, который находит отражение в таких фильмах, как "Смоленск", очень опасен, потому что основан на лжи".
"Мне кажется, что я должен снять этот фильм, даже если получится так, что я буду один против всех. Я намерен показать правду", - не отступает Краузе.
Истерика вокруг "Смоленска" привела Юлиуша Махульского, еще одного режиссера, к выводу, что про крушение можно снимать только пародийный фильм. "Если уж и снимать про это кино, то в стиле "Бората" или Монти Пайтона, где президент-самодур одной в меру значительной центральноевропейской страны заставляет сажать самолет в тумане на картофельное поле", - предлагает Махульский.
В написании статьи приняла участие Джоанна Берендт