США планируют последнее решительное наступление в Ираке - «Иностранная пресса»
Саймон Тисдол | The Guardian
Стратегический документ требует еще 20 тыс. военнослужащих, помощи иракской армии и проведения регионального саммита
Президент Джордж Буш сообщил высокопоставленным советникам, что США и их союзник должны предпринять "последнее решительное наступление", чтобы выиграть войну в Ираке, и вместо начала вывода войск в будущем году, он, возможно, увеличит американский контингент на 20 тыс. солдат, утверждают источники, осведомленные о внутренних дискуссиях в администрации.
Отказ Буша уступать, несмотря на усиливающиеся в США и Британии призывы к радикальному пересмотру политики в Ираке или быстрому уходу оттуда, решающим образом отражается на политическом анализе, который проводит Исследовательская группа по Ираку во главе с лояльным семье Бушей Джеймсом Бейкером, заявили источники.
Хотя работа комиссии не завершена, ее рекомендации, как ожидается, будут построены на "победной стратегии" из четырех пунктов, разработанной чиновниками Пентагона, консультирующими группу. Стратегия, наряду с другими предложениями на эту тему, распространяется в виде проекта, и она уже обсуждалась на отдельных совещаниях за закрытыми дверями с Бейкером и "ястребом" иракской войны вице-президентом Диком Чейни.
Первый пункт стратегии предполагает увеличение, а не уменьшение американского военного контингента, возможно, на 20 тыс. солдат. Эта цифра намного меньше той, которую предлагает Джон Маккейн, вероятный кандидат в президенты от республиканцев. Увеличив контингент, Буш поставит точку в спорах, проигнорировав призывы демократов к быстрому уходу.
Дополнительные силы предлагается использовать для обеспечения безопасности в Багдаде, месте тяжелейшего религиозного и мятежного насилия, подкрепление также позволит передислоцировать американские, коалиционные и иракские войска в других районах страны.
Второй пункт плана подчеркивает значение регионального сотрудничества для успешного восстановления Ирака. Это может подразумевать созыв региональной конференции соседних стран либо прямое дипломатическое, финансовое и экономическое участие таких союзников США, как Саудовская Аравия и Кувейт.
"До которой степени это региональное сотрудничество распространится на переговоры с Ираном и Сирией, еще предстоит обсудить, - заявил Патрик Кронин из Международного института стратегических исследований. - На первый взгляд, американская политика сосредоточена на том, что достижимо. В некоторых кругах полагают, что Сирия может быть в чем-то полезной. С Ираном сомнений больше, но у Ирана больше козырей. Кое-кто считает, что попробовать стоит".
Вчера высокопоставленный представитель Госдепартамента Дэвид Саттерфилд заявил, что Америка в принципе готова обсудить с Ираном его деятельность в Ираке.
Третий пункт сосредоточен на воскрешении процесса национального примирения между шиитами, суннитами и другими национальными и религиозными группами. Как утверждают источники, заслуживающая доверия политическая структура будет представлена как решающий фактор в убеждении иракцев и соседних стран в том, что Ирак может стать полноценным государством.
К некоторому разочарованию американских неоконсерваторов, первоначальные идеи о введении после вторжения западных стандартов зрелой демократии, будут забыты. В докладе, как ожидается, содержится предупреждение, что фактический раздел на три части в рамках рыхлой федеральной системы - вариант, за который выступают сенатор-демократ Джо Байден и другие, - приведет не к мирному разделу власти, а к масштабному гуманитарному кризису.
Наконец, сообщили источники, рекомендации исследовательской группы будут включать в себя призыв к выделению конгрессом США добавочных ресурсов на развертывание дополнительных войск и финансирование подготовки и экипировки расширенных иракских армии и полиции. Группа также подчеркнет необходимость борьбы с коррупцией, совершенствования местного управления и ограничения власти религиозных судов.
"Нельзя забывать: что бы ни говорили демократы, командует все равно Буш. Он считает, что это вопрос политической воли. Так ему сказал Генри Киссинджер. И он будет этого держаться, - заявил бывший высокопоставленный чиновник администрации. - Буш пребывает в состоянии самоотречения по поводу Ирака. Этого больше никто не разделяет, но, что касается Буша, это так. Однако он знает, что у него есть меньше года, может быть, полгода, чтобы система заработала. Если это не получится, я думаю, процесс ухода начнется будущей осенью".
Стратегию "последнего наступления" придумали и для того, чтобы дать Бушу и республиканцам "политическое время и пространство" для того, чтобы оправиться от разгрома на выборах и подготовиться к президентским выборам 2008 года, заявил чиновник. "Исследовательская группа по Ираку выигрывает для президента время на последнюю попытку. Если демократы умны, они подыграют, и я думаю, что так и будет. Но забудьте о двухпартийности. Речь идет о том, кто будет в лучшей форме и выиграет Белый дом".
Чиновник добавил: "Буш сказал "нет" уходу, но что тогда мы имеем? Доклад Бейкера будет набором идей, более реалистичных, чем прежние, которые можно использовать как политические инструменты. Они скажут следующее: опустите планку, забудьте демократический вздор, вложите больше ресурсов, и вперед".
Выступая вчера в конгрессе, генерал Джон Абизайд, высокопоставленный американский военачальник на Ближнем Востоке, предостерег от установки сроков для вывода американских войск из Ирака, сказав, что это будет мешать командованию руководить американскими и иракскими силами. Абизайд выступал в то время, когда комитет сената по вооруженным силам начал повторный анализ политики США после победы демократов на выборах на прошлой неделе. Но Абизайд выступает и против дополнительных войск, говоря, что, по мнению командиров американских подразделений, необходимо усилить давление на иракскую армию, добиваясь, чтобы она выполняла свою задачу.
Четыре пункта стратегии
Увеличить американский военный контингент на 20 тыс. человек, чтобы обеспечить безопасность Багдада и дать возможность передислокации в других районах Ирака.
Сосредоточиться на региональном сотрудничестве с проведением международной конференции и/или прямым дипломатическим участием таких стран, как Кувейт и Саудовская Аравия.
Воскресить процесс примирения между суннитами, шиитами и всеми остальными.
Увеличить ассигнования конгресса на финансирование подготовки и экипировки иракских силовых структур.