Чеченские беженцы боятся Ивана - «Иностранная пресса»
Изабель Горст | Financial Times
Когда российские военные самолеты в прошлом месяце ворвались в ночное небо над Панкисским ущельем на северо-востоке Грузии, они зазвучали убийственным эхом из прошлого для сотен чеченских беженцев, нашедших пристанище в этом регионе во время двух войн за независимость от России в 1990-е годы.
"Мы знали лучше, чем кто бы то ни было, что это такое, - отметил Анзор Гаургашвили, бывший милиционер из сепаратистской российской республики. - От того, что Россия творила в Чечне, у любого нормального человека волосы дыбом встанут".
Циала Музикашвили бежала из Чечни в 1999 году, после того как был убит ее брат. "Две ночи я лежала, считая самолеты (летевшие) в небе. По правде говоря, я очень боялась", - сказала парикмахерша.
Многие чеченцы застряли в Грузии, потому что у них нет документов для выезда. Музикашвили в прошлом месяце пыталась бежать в Турцию, но ее развернули на границе.
Восемь деревень в Панкисском ущелье, широкой долине, ведущей к высоким горам, очерчивающим границу Грузии с Россией, в основном населены кистинцами, чеченским народом, осевшим в Грузии более двух веков назад.
Во время чеченских войн в Панкисском ущелье началось беззаконие, что позволило Кремлю обвинить Грузию в том, что она предоставляет убежище мятежникам и террористам.
После появления сообщений о том, что арабские боевики, причастные к "Аль-Каиде", скрываются в Панкисском ущелье, США стали оказывать помощь в подготовке грузинских войск к антитеррористическим операциям, и порядок был восстановлен.
Тогда президент Владимир Путин отмел опасения по поводу присутствия американских военных на южных границах России. Но это решение, как и начало строительства западными компаниями трубопроводов через Грузию, призванного обеспечить экспорт каспийской нефти на Запад в обход России, вызвало опасения, что Россия теряет влияние на Кавказе.
Чеченские беженцы говорят, что нападение России на Грузию и признание ею на прошлой неделе независимости грузинских сепаратистских анклавов Южная Осетия и Абхазия ознаменовало собой первый шаг продвижения вглубь Европы.
"Ивана нужно остановить, - отметил пчеловод Рамзан Закария, говоря о российской армии. - Им надо преподнести урок, иначе вы останетесь ни с чем. Россия продвинется дальше на Украину и в Прибалтику, а затем отключит поставки газа в Европу".
Бывший чеченский милиционер Анзор Гаургашвили отметил, что Россия наказывает Грузию по тем же причинам, по которым она наказывала Чечню. Прозападная Грузия "не будет жить так, как хочет Москва", добавил он.
Российско-грузинский конфликт угрожает пустить вспять начавшееся экономическое возрождение в Панкисском ущелье, где международные доноры помогали чеченским беженцам основывать мелкие предприятия.
В небольшой мебельной мастерской Гаургашвили в подсобном помещении заброшенного советского универмага дела шли полным ходом, пока не начался конфликт. Но цены на древесные плиты, которые он импортировал из Турции, резко повысились после того, как российские войска блокировали главную дорогу, ведущую вглубь страны от портов на Черном море. "Здесь будет хаос, настоящий хаос, - отметил Закария. - Это означает, что отсюда надо бежать ".