Невероятная миссия Медведева: посредничество на переговорах о перемирии с Каддафи - «Иностранная пресса»
Саймон Шустер | Time
В четверг, когда авиация НАТО готовилась к новым ударам по резиденции Муаммара Каддафи, его премьер-министр Багдади аль-Махмуди срочно обратился к Москве, заявив, что Каддафи готов к переговорам о прекращении огня и нуждается в посредничестве России, повествует журнал Time. В тот же день на саммите G8 Обама и Саркози, по некоторым сведениям, обратились к Медведеву со сходной просьбой - помочь им убедить Каддафи эмигрировать, чтобы приблизить прекращение огня, пишет журналист Саймон Шустер. "Может быть, президенту Медведеву такое всеобщее внимание польстило, а может быть, вызвало легкое смятение. Как получилось, что его неожиданно вытолкнули на капитанский мостик в ситуации с урегулированием ливийского кризиса? И, что еще важнее, справится ли Медведев с этой задачей?" - говорится в статье.
"Если надеяться на лучшее, есть вероятность, что справится. Из всех крупных держав лишь Россия сумела занять нейтральную позицию по ливийскому вопросу, одновременно стараясь от него не дистанцироваться", - пишет автор. В марте Россия воздержалась при голосовании в Совбезе ООН, последние две недели принимала делегации сторонников и противников Каддафи. "На всех этих переговорах в Москве не произошло больших подвижек, но Россия смогла вступить в диалог с обеими сторонами - а таким достижением ни одна западная страна не может похвалиться", - отмечает Шустер.
Первоначально Россия восприняла идею насчет посредничества с недоверчивым изумлением, пишет обозреватель, ссылаясь на слова неназванного российского дипломата, которые приведены в газете "Коммерсант". "Мы поинтересовались: вы сами-то верите, что Каддафи можно уговорить все сдать?" - сказал дипломат в интервью "Коммерсанту".
Но в четверг телефонный звонок премьера аль-Махмуди в Москву продемонстрировал новую, даже отчаянную готовность к переговорам. По данным Time, аль-Махмуди впервые с начала войны заявил, что режим Каддафи готов к переговорам с повстанцами без всяких предварительных условий. "В пятницу замминистра иностранных дел РФ Сергей Рябков первым из российских представителей согласился с позицией Запада, признав, что Каддафи должен отказаться от власти, и подтвердив, что Москва готова стать посредником", - говорится в статье.
Впрочем, пока представители Каддафи вызываются только участвовать в процессе передачи власти в Ливии, тогда как повстанцы и их западные сторонники настаивают, чтобы Каддафи без всяких условий отказался от власти и эмигрировал. "Привести стороны к соглашению будет нелегко, и, возможно, у Медведева как государственного деятеля попросту не хватит мастерства на это", - считает Шустер.
Внезапное стремление Медведева к посредничеству - похоже, спешная попытка вернуть себе весомость во внешнеполитической сфере, говорит Мэттью Рожански, замдиректора российской программы в Carnegie Endowment for International Peace (Вашингтон). Но "у Каддафи в данный момент мало стимулов, а у России не так много рычагов влияния, чтобы его убедить", - заметил Рожански.
Например, неясно, как Россия может гарантировать, что Каддафи не окажется на скамье подсудимых Гаагского трибунала. "В 1999 году был создан неблагоприятный прецедент", - пишет журнал, поясняя, что Черномырдин убедил Милошевича уйти в отставку, после чего тот был отдан под суд в Гааге.
Заявления Медведева на пресс-конференции в Довиле кажутся путаными, считает автор статьи. Уход Каддафи "на мой взгляд, не имеет существенного значения", сказал российский президент. Он сообщил, что по его поручению сенатор Михаил Маргелов проведет переговоры с повстанцами в Бенгази и по возможности посетит Триполи.
Пусть Белый дом пожелает России удачи на консультациях в Ливии, заключает автор: "Похоже, теперь стратегия выхода США из потенциально-затяжной войны в Ливии пролегает через Москву".