Месть перед победой - «Иностранная пресса»
Бенте Шеллер | Neue Zürcher Zeitung
Политики и эксперты, дискутируя, задаются вопросом, чего стоит ждать национальным и религиозным меньшинствам в Сирии в случае победы исламистов. Куда реже "ставится встречный вопрос: какой мести стоит ждать от сирийских властей в случае победы президента Асада?" - пишет руководитель бюро Фонда имени Генриха Бёлля в Бейруте Бенте Шеллер на страницах швейцарской газеты Neue Zuercher Zeitung.
На самом деле, полагает автор, сирийский режим "начал мстить еще задолго до того, как всем стало ясно, чем закончится конфликт с восставшим населением, и проявлялось это в расстреле мирных демонстраций в самом начале конфликта, в использовании бочковых бомб, убийствах и произвольных задержаниях тысяч людей, которые до сих пор считаются пропавшими без вести, а возможно, были замучены до смерти".
Сирийские власти, говорится далее, прямо с больничных коек брали под арест раненых демонстрантов и преследовали сирийских врачей, которые остались верны клятве Гиппократа и лечили людей независимо от их политических воззрений. Кроме того, режим целенаправленно бомбил больницы. К примеру, в восточном Алеппо уничтожены все без исключения больницы. Одновременно с этим режим отрезал тысячи мужчин и женщин от "любого снабжения в тот самый момент, когда их беспрестанно бомбила сирийская и российская авиация".
"Сирийский режим предельно ясно показал, что ему важнее не одерживать военные победы или бороться с пресловутой опасностью от так называемого "Исламского государства" (запрещено в РФ. - Прим. ред.), а преподать максимально болезненный урок гражданскому населению", - подчеркивает Шеллер. Тот факт, что, несмотря на ужасающие условия, люди не сдавались, "был связан с отсутствием у них реального выбора: тот, кто сдавался, рисковал оказаться арестованным или даже убитым". Например, режим арестовывал мужчин призывного возраста, бежавших из Алеппо, и помещал их в лагеря. Только за первые два дня недавнего наступления таких было 2 тыс. человек, говорится в статье.
"Исламское государство", полагает Шеллер, продолжит свое существование и в дальнейшем, "но куда кровавей возможной партизанской войны этих экстремистов окажется то, что сирийские власти вновь вернут власть над людьми, сопротивлявшимися им на протяжение долгих лет". Причем это касается не только людей, которые проживают на освобождаемых территориях, но и беженцев, которых отправят обратно в Сирию.
В Ливане, к примеру, находится свыше миллиона сирийских беженцев, сообщает автор: "Их терпят, но не признают беженцами ввиду того, что Ливан не ратифицировал соответствующую конвенцию ООН. В стране очень сильно хотят избавиться от них". Как только Асад объявит об окончании войны, многие "воспримут это в качестве долгожданного повода к депортации - в том числе и в Европе. В итоге мирные сирийцы продолжат умирать, правда, не так публично", заключает Шеллер.