Москва и ее постсоветское окружение смотрятся в "каталонское зеркало" - «Иностранная пресса»
Пилар Бонет | El Pais
На территории бывшего СССР сегодня насчитывается семь территорий, которые находятся в состоянии конфликта, пишет журналистка El Pais Пилар Бонет. По мнению автора, причина в том, что эти территории "не смогли гармонично вписаться в сетку координат международного права" либо "сошли с рельсов", далеко продвинувшись по пути, на который вступили в 1991 году. Кроме того, в России есть былые раны, которые могут вновь вскрыться в Татарстане, богатом регионе на Волге, где попытка по инициативе президента Путина отменить обязательное изучение татарского языка (в местной конституции этот язык имеет статус "государственного" наряду с русским) провоцируют сильную социальную напряженность".
По словам автора, четыре из семи вышеупомянутых конфликтов (Южная Осетия, Абхазия, Нагорный Карабах и Приднестровье) проявились и обострились еще во времена СССР, в разгар перестройки. Остальные три (Крым и самопровозглашенные ДНР и ЛНР) "в 2014 году превратились в международные проблемы в результате политического и военного вмешательства России на Украине".
"Действующие лица конфликтов на постсоветском пространстве мобилизуются и ищут полезные аналогии со своими казусами, когда в других частях мира какие-либо общины требуют независимости или расширенной автономии, - говорится в статье. - Так, Каталония привлекает неотступное внимание в Киеве, Тбилиси, Сухуми, Цхинвали, Тирасполе и Москве. Во имя целостности государства Грузия и Украина становятся союзниками Мадрида, хотя в другие времена, когда они намеревались получить свободу от Москвы, отождествляли себя с Каталонией".
Если Каталония получит независимость, "процесс распада ЕС примет более серьезный оборот и станет началом "парада суверенитетов" , который ослабит ЕС также в экономическом и военном плане - то есть развяжет руки России", - пишет украинский политолог Алексей Голобуцкий. По его словам, "вопрос не в том, за Каталонию мы или за единство Испании", а в том, что "сохранение территориального единства Испании отвечает интересам Украины".
Автор считает, что Москва "разыгрывает две карты одновременно". "В 2008 году российское руководство предостерегло Запад, что признание государственности Косово станет прецедентом для сотен конфликтных территорий, в том числе Абхазии и Южной Осетии. В августе 2008 года Россия помогла Южной Осетии отразить военное наступление грузинского президента Саакашвили и признала государствами эти две бывшие автономные республики Грузии", - говорится в статье.
По мнению автора, для Кремля случай Косово - аргумент, которому можно придавать противоположный смысл. "Ирония в том, что Путин пускает в ход упоминания о Косово, оправдывая изменения границ в странах, которые, как Грузия и Украина, не признают государственность этой югославской территории (так в оригинале. - Прим. ред.) именно потому, что хотят избежать аналогий", - замечает автор.
"Непризнанные" или "практически непризнанные" территории пользуются новыми конфликтами, чтобы распространять свои идеи. Например, министр иностранных дел Южной Осетии Дмитрий Медоев 23-24 октября посетил Барселону и открыл "офис" ее представительства, согласно информации, которую пунктуально распространили такие российские агентства, как Sputnik или "Регнум", дополнив фотографией с мероприятия. На вопросы журналистки Медоев ответил, что его направил в Барселону лидер Южной Осетии Анатолий Бибилов, а также указал, что так называемый офис представительства - это в реальности "физическое лицо, которое не зарегистрировано в качестве юридического лица и не имеет помещения".
В той же форме - без юридического лица и без учреждения - Абхазия имеет в Каталонии своего представителя, в совокупности у нее 21 зарубежное представительство, в том числе, как сообщает ее министерство иностранных дел, в Германии, Австрии, Иордании, Сирии, Тунисе, Великобритании, Греции и Израиле", - говорится в статье. "Мы бы хотели иметь представительства во всех западных столицах, в том числе в Мадриде, ведь чем больше нас будут знать, тем лучше, тем более, что грузины держат нас в изоляции и препятствуют тому, чтобы мир слышал наши голоса", - сказал в интервью журналистке Даур Кове, министр иностранных дел Абхазии.
Бонет рассуждает: "Москва могла бы использовать успешный референдум о независимости на Западе как аргумент в пользу своей позиции в Крыму, но игры с сепаратизмом таят в себе опасность, поскольку у России есть "много Каталоний" на своей территории, по словам экс-президента СССР Горбачева. Сепаратизм может превратиться для Кремля в обоюдоострое оружие в Татарстане".
"Возможно, именно из-за двойственности сепаратистской проблемы Москва проявляет боязнь на территориях, находящихся на ее орбите. Кремль расширяет свою военную инфраструктуру в районе Черного моря (достаточно увидеть радары и оборудование для связи в хозяйственных постройках российского посольства и военные объекты в стратегических точках Абхазии). В регионе Балтийского моря Москва относится с подозрениям к тенденциям германизирования в Калининграде, хотя они сводятся к обогащению российской идентичности элементами немецкой культуры. При этом Кремль закрывает глаза на недостаточную защищенность русских граждан в Чечне взамен на верность государству Рамзана Кадырова - своевольного и капризного местного лидера", - пишет журналистка.