Не везет. Транспортная система России близка к коллапсу из-за санкций - «Экономика»
С начала войны в Украине российская транспортная система оказалась в изоляции. «АвтоВАЗ» теперь экономит на безопасности машин и экологии, летать пассажирам предложили на советских самолетах, а вагоны РЖД станут дороже и хуже по качеству. Многим придется поменять планы на летний отпуск — просто не хватит денег на билеты. Спасать почти весь отечественный транспорт опять придется бюджетными деньгами, а качество перевозок при этом станет только хуже. Министр транспорта России Виталий Савельев вынужден был признать: санкции буквально «поломали всю логистику в стране».
Содержание
«АвтоВАЗ». Простой и экономия на безопасности
Летать станет дорого и долго, а самолеты вернут из СССР
РЖД. Никаких новых «Сапсанов» и ВСМ
«АвтоВАЗ». Простой и экономия на безопасности
Российский автопром одним из первых отреагировал на войну. Спустя несколько дней после 24 февраля концерн объявил о временной приостановке производства. Все дело в нехватке комплектующих — без полупроводников и других компонентов невозможно выпускать автомобили. «АвтоВАЗ» сталкивается с подобной проблемой не в первый раз, с начала пандемии производители авто во всем мире испытывают сложности с логистикой и дефицитом чипов. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года продажи российских машин в феврале упали на 21%. Вдобавок военное вторжение России в Украину ничего другого, кроме новых проблем в виде санкций, отечественному автопроизводителю не принесло. Например, у завода был контракт с одним из крупнейших мировых поставщиков запчастей — немецкой компанией Bosch. В марте компания прекратила принимать новые заказы из России. Сегодня «АвтоВАЗ» пытается найти замену импортным запчастям и восстановить цепочку поставок, а сотрудников отправляют в корпоративный отпуск. Директор Института экономики транспорта ВШЭ Михаил Блинкин считает ущерб отрасли очень значительным:
Минпромторг уже разработал новый технический регламент, снижающий требования к безопасности автомобилей.
По данным источников Autonews.ru, если ситуация не изменится, завод теоретически сможет продолжить выпускать только Lada Granta, Lada Largus и Niva Legend с механическими коробками передач без систем ABS (антиблокировочная система), ESP (Электронная система динамической стабилизации автомобиля) и привычного набора подушек безопасности.
Под санкционный удар в России попала и экология. Власти могут временно разрешить выпускать машины всех экологических классов, включая «Евро-0», то есть по сути концерны уже собрали несколько тысяч таких машин, не соответствующих действующему стандарту «Евро-5», сообщает «Коммерсантъ». Согласно действующему техническому регламенту Таможенного союза, в обращение должны выпускаться только автомобили класса «Евро-5» и выше. Но с этим возникли сложности после приостановки систем управления все с тем же двигателем Bosch, который регулирует уровень выбросов.
Несмотря на очевидные проблемы со сборкой автомобилей, цены на них, как можно было бы предположить, не падают. Только за март «АвтоВАЗ» поднимал стоимость дважды. Модели концерна за месяц подорожали в среднем на 50 тысяч рублей. Россияне теперь за большие деньги будут покупать автомобили худших характеристик, говорит Блинкин. Вероятно, самым популярным альтернативным товаром на этом рынке станут модели китайских концернов, которые пока не заявили об ограничениях работы с Россией.
68% «АвтоВАЗа» принадлежало французской компании Renault, остальные 32% — госкорпорации «Ростех», которая попала под западные санкции. В конце апреля стало известно, что французский автоконцерн передаст свою долю в пользу НАМИ (Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт) с опционом на выкуп в течение последующих 5–6 лет. Это может привести к закрытию завода, считает Блинкин:
Пока что инвестором стала сама же Россия. 16 мая стало известно, что российские активы группы Renault переходят в государственную собственность. Объявлено, что на бывшем заводе Renault в Москве начнут выпускать автомобили под советским брендом «Москвич». Что это будут за автомобили пока никому неизвестно, учитывая, что главная проблема завода — дефицит комплектующих — никуда не делась. Кроме того, новым главой концерна решили сделать бывшего министра транспорта Максима Соколова, который в последние годы занимал должность вице-губернатора Петербурга.
Летать станет дорого и долго, а самолеты вернут из СССР
Практически сразу после военного вторжения России в Украину Европа полностью закрылась от российских самолетов и запретила продавать, прямо или косвенно, товары и технологии для использования в авиации или космической сфере — причем независимо от того, сделаны ли они в Евросоюзе. Речь идет в том числе о самолетах. По оценке главы отраслевого портала Avia.ru Романа Гусарова, около 90% самолетов российских компаний принадлежат лизинговым компаниям из США и Европы. Министр транспорта Виталий Савельев заявил, что российские перевозчики потеряли почти 80 самолетов, которые уже успели арестовать за рубежом.
Иностранные лизингодатели потребовали у российских компаний вернуть 500 самолетов общей стоимостью около $20 млрд, добавил Савельев. Возвращать оставшиеся арендованные суда Россия, естественно, не собирается и переводит суда в собственный реестр.
Один из главных вопросов, который сразу же возник у Минтранса, — как обслуживать иностранные суда, если детали и комплектующие напрямую у производителя получить будет невозможно из-за санкций. Это, по мнению представителей Еврокомиссии, может быть опасным для пассажиров, так как авиакомпании смогут использовать воздушные суда без необходимых международных сертификатов. То есть обслуживать иностранные суда российским компаниям придется самостоятельно, для этого, например, инженерам придется пройти переобучение. Ранее Росавиация уже выдала разрешение компании «Аэрофлот» на техобслуживание самолетов зарубежного производства Boeing и Airbus, которые находятся в российском реестре. Авиационный обозреватель Анастасия Дагаева уверена, что в такой ситуации часть самолетов придется разобрать на запчасти:
Помимо эксплуатации иностранных судов в России вспомнили про возможность летать на своих. Государство выделит субсидии на восстановление пассажирских и грузовых самолетов Ту-204, Ил-96 и Ан-124, принадлежащих Объединенной авиастроительной корпорации. То есть для полетов будут задействованы проекты судов, разработанные еще в СССР.
По мнению Блинкина, авиатранспорт может пострадать сильнее автомобильного:
Таким образом, на российский бюджет ляжет еще одна нагрузка в виде запуска авиапрома с нуля. Уже сейчас Минфин прогнозирует дефицит бюджета на сумму 1,6 трлн рублей. Логика ведомства «доходы равны расходам» уже нарушена, сообщил Антон Силуанов.
В ближайшие годы, прогнозирует Михаил Блинкин, резко упадет предложение, потому что кроме выпадающих бортов в России полностью или частично закрыты несколько аэропортов. Но упадет не только предложение, но и спрос, так как уровень доходов населения в условиях войны вряд ли будет расти, а авиабилеты останутся достаточно дорогими. Все это приведет граждан к переключению между видами транспорта. Это касается в первую очередь наступающего летнего сезона отпусков, то есть южных направлений. «Люди почувствуют, что отдых на море им не очень по карману. Все, кто собирался лететь самолетом, поедут либо поездом, либо на собственном автомобиле», — считает Блинкин.
Безусловно, у России есть не только советские прототипы. Иностранные самолеты на международных рейсах авиакомпании уже заменяют на отечественный Sukhoi Superjet 100, поскольку, например, Boeing и Airbus, могут арестовать в зарубежных аэропортах по требованию лизингодателей.
По данным Транспортной клиринговой палаты, в 2019 году самолеты Sukhoi Superjet 100 перевезли почти 6 млн человек. Это почти 4,5% от общего пассажиропотока всех отечественных авиакомпаний. Российские авиакомпании используют Superjet с июня 2011 года. На них летают несколько — преимущественно государственных — российских компаний: «Россия», «Аэрофлот», специальный летный отряд «Россия», который перевозит высших должностных лиц страны, МЧС и другие. Однако полностью заменить все иностранное одним Superjet у Минтранса никак не получится, ведь и в якобы российском самолете используются импортные технологии. Анастасия Дагаева предрекает Superjet большие проблемы:
В России уже в ближайшее время может возникнуть дефицит Superjet 100. Об этом генеральный директор авиакомпании «ИрАэро» Юрий Лапин предупредил губернатора Иркутской области. Проблема кроется в ремонте моторов, нехватке комплектующих и отсутствии поддержки технической годности тех самых российско-французских двигателей. В краткосрочной перспективе, по словам Лапина, это может привести к остановке парка Superjet. Это порядка 150 самолетов.
Но вместе с российскими авиакомпаниями страдают и европейские. Из-за закрытия воздушного пространства у перевозчиков растут операционные расходы, им приходится отменять рейсы и перестраивать маршруты, длительность которых увеличилась на несколько часов, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на проект резолюции Европейского парламента. Депутаты призывают Еврокомиссию оценить и при необходимости представить стратегию поддержки авиакомпаний и работников, «пострадавших сначала от пандемии коронавируса, а теперь — от запретов на пролет через Россию и Белоруссию, высоких цен на топливо и падающего спроса».
«Россия так расположена между западом и востоком, что ее облетать очень тяжело, — поясняет Анастасия Дагаева, — и самый оптимальный маршрут — Транссибирский, который проходит над Россией. И если европейские компании летают, например, в Азию, то для них самый лучший экономический маршрут — через Россию. Поэтому от этих санкций пострадали все».
При этом Россия еще и зарабатывала на использовании своего воздушного пространства европейскими компаниями, которые выплачивали так называемые транссибирские роялти. Получателем этих денег еще с 1970-х годов был «Аэрофлот». Официально компания не раскрывает размер полученных сборов. Но, по разным оценкам, до пандемии доход от этих выплат составлял $500–800 млн в год. Эти средства компания направляла на субсидирование дешевых авиабилетов для жителей Дальнего Востока, программы «плоских» тарифов (тарифов с фиксированной ценой авиабилетов, которая не зависит от даты покупки и сезона).
«Для «Аэрофлота» эти деньги всегда были хорошей финансовой поддержкой, транссибирские роялти выплачивались регулярно, поясняет Анастасия Дагаева, — Сейчас иностранные авиакомпании не летают и, соответственно, ничего не платят».
В целом новые санкционные ограничения сильно бьют по бюджету не только «Аэрофлота», но и всей отрасли, тем более что авиация довольно много потеряла с начала пандемии. Полное восстановление отрасли эксперты прогнозировали только к 2024 году. Но теперь, видимо, и эта дата будет серьезно пересмотрена. Колебания рубля сделают обслуживание дороже в 1,5 раза, подсчитали аналитики VTB Capital. Керосин, по их оценкам, тоже подорожает на треть. Все это приведет к неизбежному падению спроса и удорожанию перелетов на 50% по сравнению с прошлым годом.
Кроме проблем с самолетами и их обслуживанием, в стране уже возникла кадровая напряженность. Минтранс предупредил о возможном оттоке российских пилотов за рубеж. Это может привести к дефициту летного состава. Сейчас в простое из-за санкций и снижения пассажиропотока находятся 13% пилотов. Безработные пилоты — одни из первых жертв санкций против России, о которых известно на официальном уровне.
По словам Анастасии Дагаевой, больше всех в новой ситуации пострадают пилоты:
Российские пилоты в теории могут перейти на работу в другие зарубежные авиакомпании, например, Индии, Японии, Китая и других азиатских стран. Однако из-за возросшей конкуренции и сокращения полетов по всему миру из-за пандемии устроиться на работу им будет очень непросто. Вероятно, это отразится и на снижении оплаты труда, ведь иностранные компании отчетливо видят уязвимость авиационных кадров из России, говорит Дагаева:
По ее словам, никакого дефицита пилотов в принципе в мире сейчас не наблюдается.
Но именно пилоты в условиях санкционного импортозамещения станут гарантом безопасности перевозок, считает Михаил Блинкин:
РЖД. Никаких новых «Сапсанов» и ВСМ
«Несущийся среди заснеженных лесов поезд — зрелище впечатляющее». Так, в 2009 году журналисты федерального канала «Россия 1» описали запуск высокоскоростного поезда «Сапсан». Для президента Владимира Путина было особенно важно соединить Москву с родным ему Петербургом новым, европейским транспортным способом.
Для Путина было особенно важно соединить Москву с родным Петербургом по-новому, по-европейски
«Над «Сапсаном» работали немцы из Siemens», — докладывал Путину бывший глава РЖД Владимир Якунин. Спустя 13 лет название немецкой компании фигурирует совсем в другом контексте. Siemens заявила, что решительно осуждает проведение спецоперации вооруженных сил РФ на территории Украины и приостанавливает работу в России. Концерн отказался поставлять новые поезда согласно контракту, заключенному в 2019 году, по закупке и обслуживанию 13 новых локомотивов стоимостью €1,1 млрд. Кстати, Siemens — одна из старейших иностранных компаний, работавших в России. Первое бюро было открыто в Санкт-Петербурге еще в 1853 году. Спустя почти 170 лет компания отказалась поставлять новые «Сапсаны» и обслуживать уже действующие в России.
По словам Блинкина, уход Siemens станет катастрофическим ударом:
Владимир Путин последние годы перед войной нередко любил упоминать еще один проект — ВСМ Москва-Санкт-Петербург, который пришел на смену предыдущему маршруту Москва-Казань. Цена строительства новой магистрали до Санкт-Петербурга оценивалась Минтрансом почти в 1,4 трлн рублей. В то время, когда финансирование инфраструктурных проектов должно было поддерживаться средствами из ФНБ, никто не мог представить ситуацию, в которой Россия от этого резко откажется. По мнению Блинкина, денег на ВСМ в условиях войны искать никто не будет: «До такой роскоши как ВСМ мы дойдем очень не скоро. Нам надо сейчас решать вопросы усиления своей инфраструктуры с ориентацией на смену географии карты поставок».
Техническое обслуживание и поставки комплектующих для железнодорожного состава в России пока под вопросом. Теоретически возможны поставки некоторых деталей, например, из Китая. Но и эта практика пока остается под вопросом. Китай любит перенимать чужие технологии, но не делиться ими.