Расхваленное «Вестями недели» «новое отечественное лекарство» от COVID-19 давно известно, неэффективно и токсично - «Антифейк» » Информационное агентство.
Расхваленное «Вестями недели» «новое отечественное лекарство» от COVID-19 давно известно, неэффективно и токсично - «Антифейк»
В «Вестях недели» корреспондент Елена Ерофеева рапортует о новом достижении отечественной фармакологии: — Лекарства, которое обладало бы стопроцентной эффективностью при лечении COVID-19, пока не существует нигде в мире. Ученые в поиске. И подвижки уже есть. В России зарегистрирован первый
В «Вестях недели» корреспондент Елена Ерофеева рапортует о новом достижении отечественной фармакологии:
— Лекарства, которое обладало бы стопроцентной эффективностью при лечении COVID-19, пока не существует нигде в мире. Ученые в поиске. И подвижки уже есть. В России зарегистрирован первый инъекционный препарат, который останавливает размножение вируса. «Арепливир» вводят внутривенно.
«Через 28 секунд первый лекарственный агент уже будет у пораженной клетки. Внутривенная терапия более безопасна для печени и для желудочно-кишечного тракта», — пояснил Петр Белый, председатель совета директоров ГК «Промомед».
«Арепливир» в таблетках — это коммерческое название молекулы фавипиравира — был зарегистрирован еще в 2020 году. Препарат включен в клинические рекомендации по лечению ковида. До сих пор молекула фавипиравира считалась нерастворимой. И лекарство выпускалось только в форме таблеток. В разных странах мира работали над тем, чтобы выпускать фавипиравир в форме инъекции. Но добиться этого смогли только на саранском заводе «Биохимик». <…>
«Мы все привыкли к тому, что если есть какая-то большая беда или большая угроза, или какой-то страшный диагноз, что лекарства, современные эффективные лекарства должны приходить из-за границы. А сейчас они начинают появляться в России. И нам самим тоже к этому надо привыкнуть. Привыкнем мы сами — привыкнет и весь мир», — считает Петр Белый.
Слова корреспондента о том, что фавипиравир до сего времени считался нерастворимым, выглядят странно: вещества, в которых он растворяется, всем известны. Например, в рекомендациях ВОЗ по борьбе с фальсифицированными препаратами говорится о спектрофотометрических исследованиях раствора фавипиравира в соляной кислоте. Так что задача, стоявшая перед саранскими фармакологами, на самом деле, очевидно, заключалась в поиске растворителя, который не оказывал бы негативного влияния на свойства препарата и организм пациента.
А вот в каких странах мира работали над созданием инъекционной формы фавипиравира, остается неизвестным. В тех же рекомендациях ВОЗ есть оговорка: «не подразумевает доказанной эффективности фавипиравира в лечении COVID-19, а также не рекомендует его терапевтическое использование». И это не случайно: после начала эпидемии в разных странах провели ряд исследований, и ни одно не доказало эффективность препарата. В июле 2020 года «Фармацевтический вестник» писал:
«Японские исследователи завершили клиническое испытание фавипиравира, по результатам которого не удается сделать вывод об эффективности при COVID-19. Препарат задействован в более чем 20 клинических исследованиях по всему миру. <…>
Пациенты, которые получали препарат в начале исследования, продемонстрировали более выраженное улучшение состояния по сравнению с теми, кто принимал дозу позднее. Тем не менее, данные результаты не достигли статистической значимости, рассказал доктор Йохей Дои, который возглавляет исследование в Fujita Health University».
В августе 2021 года в European Journal of Clinical Microbiology & Infectious Diseases опубликована статья турецких исследователей, сравнивших результаты 12 клинических испытаний фавипиравира. В ней сделан такой вывод:
«Наш метаанализ не выявил существенной разницы между лечением фавипиравиром и компараторами (то есть уже зарегистрированными препаратами, применяющимися в тех же целях) по показателям летальности и потребности в механической вентиляции. Нет существенной разницы в показателях летальности и потребности в механической вентиляции между лечением фавипиравиром и стандартным лечением у пациентов с умеренным и тяжелым COVID-19».
А совсем недавно, в ноябре 2021 года, канадская компания Appili Therapeutics, входящая в консорциум производителей фавипиравира (известного на Западе под запатентованными названиями «Авиган» и «Риконус»), сообщила о результатах своих исследований:
«Третья фаза клинического исследования перорального препарата Avigan®/Reeqonus™ при лечении COVID-19 легкой и средней степени тяжести не показала статистической значимости по первичной конечной точке — времени до устойчивого клинического выздоровления. В настоящее время проводится дополнительный анализ данных исследования. В клиническом исследовании, проводившемся в 38 исследовательских центрах в США, Мексике и Бразилии, принял участие 1231 пациент с легкой и средней степенью тяжести COVID-19.
„Хотя мы разочарованы первичными результатами испытания, мы по-прежнему твердо убеждены, что безопасные и эффективные пероральные противовирусные препараты крайне необходимы пациентам, которые борются с COVID-19. Мы хотим поблагодарить всех пациентов, принявших участие в исследовании, и надеемся, что информация, полученная в ходе нашего испытания, поможет направить исследования и разработки на поиск новых потенциальных вариантов лечения COVID-19”, — заявил д-р Арманд Бальбони, главный исполнительный директор компании Appili Therapeutics».
Как писал The Insider, фавипиравир, позиционируемый как отечественное лекарство (запатентованные названия «Авифавир», «Арепливир» и «Коронавир»), в действительности представляет собой дженерик японского препарата, по крайне низким ценам закупаемый российскими компаниями в Китае. В числе этих компаний и «Промомед», руководитель которого принял участие в сюжете «Вестей недели».
К тому же фавипиравир высокотоксичен; он запрещен детям, беременным, кормящим женщинам, а также людям с тяжелой печеночной или почечной недостаточностью. Из-за высокой вероятности негативного влияния на плод людям, принимавшим препарат, рекомендовано в течение нескольких месяцев уделять особенное внимание контрацепции. Также при исследовании в Японии было выявлено, что применение препарата может приводить к моторным нарушениям у пациентов: синдрому беспокойных ног, а также повышенному риску падений. Эксперты считают, что это может быть связано с воздействием лекарства на центральную нервную систему.