Европа поднебесная. Как ЕС и Китай борются за влияние друг на друга - «Политика» » Информационное агентство.
Информационное агентство » Последние новости » Политика » Европа поднебесная. Как ЕС и Китай борются за влияние друг на друга - «Политика»
Европа поднебесная. Как ЕС и Китай борются за влияние друг на друга - «Политика»
Еврокомиссия решила защитить европейские компании от иностранных конкурентов, которым помогает государство. Новый законопроект обязывает предупреждать о госсубсидиях, если зарубежная компания собирается купить европейскую или участвует в тендере. Мера прежде всего направлена против китайских

Еврокомиссия решила защитить европейские компании от иностранных конкурентов, которым помогает государство. Новый законопроект обязывает предупреждать о госсубсидиях, если зарубежная компания собирается купить европейскую или участвует в тендере. Мера прежде всего направлена против китайских компаний: Европа начинает уставать от китайского влияния на собственную экономику. Эксперт чешской Ассоциации по международным вопросам (AMO) Филипп Шебок рассказывает о противоречивых отношениях Брюсселя и Пекина.

В конце декабря Китай и Евросоюз неожиданно договорились об основных пунктах Комплексного соглашения по инвестициям (CAI), хотя еще несколько месяцев назад казалось, что переговоры зашли в тупик. Окончание процесса сочли важнейшей геополитической победой Пекина, который давно пытался вбить клин между Брюсселем и Вашингтоном. Призывы команды Байдена скоординировать позицию по Китаю и подождать с соглашением остались без ответа: ЕС дал понять, что не собирается перенимать позицию США по отношению к Пекину несмотря на перемены в Белом доме. Более того, это произошло после года агрессивной китайской дипломатии в отношении охваченной пандемией Европы. Китайские дипломаты и СМИ обрушились на ЕС с дезинформационными кампаниями в стиле знаменитого блокбастера «Боевые волки» («Wolf Warrior»).

Однако потепление между Китаем и ЕС продлилось недолго. Уже в марте Евросоюз утвердил санкции против четырех официальных лиц и одной организации, причастных к репрессиям в отношении уйгуров и других меньшинств в провинции Синьцзян. Санкции стали первыми за долгие годы после событий на площади Тяньаньмэнь в 1989 году.

Контрсанкции Пекина коснулись пяти депутатов Европарламента, трех членов национальных парламентов, двух органов ЕС, двух неправительственных организаций и даже двух экспертов по Китаю. В Европе асимметричная реакция Китая встретила резкий отпор. В Европарламенте дали понять, что не ратифицируют соглашение об инвестициях, если санкции не будут сняты. Теперь картина отношений Китая и ЕС кардинально отличается от той, что была всего несколько месяцев назад.

Соперник и партнер

С 2016 года ЕС не спеша занимается переоценкой своего подхода к Китаю. В 2019 году страну называли «партнером по переговорам, экономическим конкурентом и системным соперником». И эта триада по-прежнему определяет китайскую политику Евросоюза. И, несмотря на весь негатив, партнерская составляющая доминирует. Соглашение по инвестициям было лучшим примером логики, согласно которой Китай должен и может привлекаться для достижения прогресса в важнейших областях.

В основном такой подход продвигали Франция и Германия. Ангела Меркель выступала единственным и самым сильным поборником расширения экономического сотрудничества с Пекином, затушевывая при этом растущую напряженность и разногласия в других областях, таких как права человека. Меркель сыграла решающую роль в финализации соглашения об инвестициях, выполнив тем самым одну из ключевых задач председательства Германии в ЕС во второй половине 2020 года.

Несмотря на общественный протест против китайских контрсанкций, которые были направлены в том числе и на известный немецкий аналитический центр MERICS, Меркель сохранила верность своей испытанной временем китайской политике. В ходе переговоров с китайскими лидерами (трехсторонний саммит по климату с участием Франции, Германии и Китая или апрельские китайско-германские правительственные консультации), она ни разу не упомянула о санкциях, а лишь в общих чертах отметила имеющиеся разногласия и подчеркнула обязательность диалога.

Без иллюзий

И в то же время ЕС давно не проявляет наивности в отношениях с Китаем. Стремясь уменьшить дисбаланс в отношениях путем постоянного взаимодействия, ЕС одновременно стал использовать внутренние механизмы для одностороннего решения проблем. Например, Европа в 2019 году одобрила механизм скрининга инвестиций. И хотя он не создавался специально под Китай, обилие инвестиций Пекина, нацеленных на стратегические и чувствительные секторы европейской экономики, было одним из главных стимулов для его создания. Последний яркий пример использования этого механизма – блокирование Италией в апреле этого года попытки Китая взять под контроль итальянскую полупроводниковую компанию.

Также в конце апреля прошлого года Европейская комиссия предложила новые правила взимания штрафов и блокирования сделок, которые непосредственно коснутся китайских компаний. Кроме того, в Европе созрело понимание, что пришло время переписать правила, открывающие доступ к рынку госконтрактов. В ЕС китайские компании в основном беспрепятственно получают доступ к прибыльному рынку госконтрактов, начиная со строительства автомобильных дорог, мостов и железных дорог и заканчивая линиями электропередачи. По данным Wall Street Journal, конгломераты, принадлежащие или субсидируемые Пекином, предлагают цены на 30% ниже, чем у конкурентов, и таким образом только в 2020 году получили контрактов на 2 трлн евро. Яркий пример – мост Пелешац в Хорватии: китайская компания China Road and Bridge Corp. выиграла тендер на строительство объекта, финансируемого ЕС. В то же время европейские компании почти не допускаются к работе с госконтрактами в Китае.

Наконец, ЕС удается все лучше отстаивать свои ценности во взаимоотношениях с Китаем. В декабре прошлого года Брюссель утвердил Глобальный режим санкций за нарушения в области прав человека. Впервые он был применен в отношении Китая в марте в виде санкций из-за притеснения национального меньшинства уйгуров в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Европейский парламент и национальные парламенты стран ЕС все чаще говорят о китайской угрозе.

Но такой подход с упором на ценности и готовность к противостоянию с Китаем лишь начинает проникать в политику на уровне исполнительной власти – здесь все еще господствует девиз «экономика превыше всего». И именно он определяет ход политических процессов. Что касается соглашения об инвестициях, то именно Европарламенту вкупе с национальными правительствами придется его ратифицировать, при том, что своими контрсанкциями Китай настроил против себя ряд парламентских фракций в Европарламенте.

ЕС мучительно медленно корректирует свой подход, будучи неспособным идти в ногу с переменами, причем такая критика справедлива в отношении любых внешнеполитических проблем, с которыми сталкивается Европа. Тем не менее, ЕС медленно, но верно формирует более решительную политику в отношении Китая: партнер все более отчетливо приобретает черты конкурента и даже соперника.

Немецкий фактор

Важной вехой, которая определит дальнейший вектор китайской политики ЕС, станут сентябрьские выборы в Германии. Канцлер Меркель уйдет в отставку, и вместе с ней может уйти и нынешняя политика Германии по отношению к Пекину как не соответствующая меняющимся политическим настроениям в самой Германии и других странах Европы. Важно отметить, что «зеленые», у которых есть хорошие шансы сформировать правительство после выборов, уже заявляют, что готовы резко сменить курс по отношению Китаю.

Примечательно, что «зеленые» призывают Берлин проводить политику в отношении Китая, отражающую интересы всей Европы, а не только Германии. Одновременно некоторые страны Центральной и Восточной Европы, особенно страны Балтии, разочарованные результатами своих отношений с Китаем в рамках так называемого формата 17+1 (то есть 17 стран Центральной и Восточной Европы, 12 из которых входят в ЕС, плюс Китай), все чаще призывают к формату 27+1 (то есть страны ЕС плюс Пекин), что обеспечит согласованный подход в отношении Китая.

Германия же, хоть и не раз заявляла в прошлом о своей поддержке общего курса по отношению к Пекину, на практике часто, не колеблясь, идет своим путем, по сути приравнивая интересы Германии (или точнее интересы немецких автопроизводителей) к интересам всей Европы. Если после ухода Меркель за обещаниями, наконец, последуют конкретные действия, то и политика Европы в отношении Китая станет более решительной.


{full-story limit="10000"}


Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Комментарии для сайта Cackle

       
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика