Октябрьская революция: не совсем революционная годовщина - «Иностранная пресса»
Пьер Авриль | Le Figaro
Золотые часы, объявление с лозунгами, кольт, послуживший для убийства царской семьи... Годовщина Октябрьской революции отмечается главным образом посредством выставки исторических объектов, пишет корреспондент Le Figaro в Москве Пьер Авриль.
За несколько часов до взятия Зимнего дворца 25 октября 1917 года революционер Николай Подвойский, который станет народным комиссаром на войне, лихорадочно посматривал на свои золотые часы. Сто лет спустя этот объект выставлен в Музее политической истории России в Санкт-Петербурге. Для празднования столетия революции его знаменитый сосед музей Эрмитаж вновь запустил стенные часы в Белой столовой, которые были остановлены большевиками 26 октября в 2 часа 10 минут ночи, когда были арестованы министры Временного правительства Александра Керенского, говорится в статье.
Государственный музей современной истории России в Москве отличился тем, что выставил один из пистолетов - кольт с кобурой, послуживший для расстрела царской семьи. Убийство произошло в Екатеринбурге 16 июля 1918 года, где региональный музей ограничился тем, что с 18 мая прошлого года собрал на выставке предметы и одежду той эпохи, отмечает Авриль.
"В России на выставках, посвященных столетней годовщине Октябрьской революции, утверждается крайне фетишистское видение большевистской истории", - пишет автор статьи.
Официально зафиксировано порядка 118 мероприятий - их значительное количество контрастирует с явной сдержанностью Кремля в отношении столетней годовщины. В представлении Владимира Путина она способна пробудить демонов революции, дремлющих в обществе. "Самое главное - это понять, как все это стало возможным, и сделать так, чтобы два раза не повторить те же ошибки", - пояснил Le Figaro Владимир Мединский, министр культуры, а также председатель "Российского военно-исторического общества".
Выставочный материал с трудом раскрывает масштаб и сложность этого величайшего исторического события. Словно кураторы выставок совершенно не намерены провести своих посетителей по лабиринтам 1917 года, считает журналист. "Мы сочли разумным представить в объективной манере все документы, касающиеся деятельности и общественной работы Ленина, которые привели к революционным событиям. Однако мы не производим никаких оценок", - поясняет директор Российского государственного архива социально-политической истории Андрей Сорокин по случаю экскурсии "Ленин" в сопровождении экскурсовода. Музей Международного общества "Мемориал", собирающий материалы о советских преступлениях, оказался более смелым, выставив пятьдесят монографий интеллектуалов и политиков, арестованных в первые часы Октября, как будто для того, чтобы предать забвению миф, согласно которому революция носила мирный характер, комментирует Авриль.