До встречи в сентябре, что бы это ни значило - «Иностранная пресса» » Информационное агентство.
Информационное агентство » Последние новости » Инопресса » До встречи в сентябре, что бы это ни значило - «Иностранная пресса»
До встречи в сентябре, что бы это ни значило - «Иностранная пресса»
Шерил Гэй Столберг | The New York Times Прогресс к сентябрю. Так в трех словах звучит последнее требование, которое в связи с войной в Ираке предъявляют президенту Бушу некоторые обеспокоенные республиканцы. В то время как палата представителей, находящаяся под контролем демократов, приняла новый

Шерил Гэй Столберг | The New York Times


Прогресс к сентябрю.

Так в трех словах звучит последнее требование, которое в связи с войной в Ираке предъявляют президенту Бушу некоторые обеспокоенные республиканцы.

В то время как палата представителей, находящаяся под контролем демократов, приняла новый закон о военных расходах, а Буш вновь наложил на него вето, ряд его соратников по партии направили Белому дому четкое предостережение. Пока что мы с вами, но если к сентябрю прогресса не будет, то никаких гарантий мы не даем, заявляют республиканцы.

Проблема лишь в одном. Похоже, никто в Вашингтоне не знает, в чем в действительности должен выражаться прогресс и каким образом его измерить.

Канал Fox News задал вопрос вице-президенту Дику Чейни, на прошлой неделе неожиданно посетившему Ирак, о том, заметил ли он "решительный прогресс" в стране. Чейни ответил описанием положения в провинции Анбар, где племенные вожди суннитов поднимаются против "Аль-Каиды". Президент Буш, выступая на прошлой неделе перед представителями партии в Вашингтоне, привел собственные доказательства того, что ситуацию улучшается, пусть даже еще не все пять армейских бригад, предусмотренных планом по усилению контингента, прибыли в страну.

"Конфессиональное насилие снижается", - объявил президент. Он, однако, забыл упомянуть, что число взорванных автомобилей и гибнущих американских солдат возрастает.

Но для конгрессменов, особенно для республиканцев, этого недостаточно. Они обеспокоены тем, что придется оправдываться перед избирателями за поддержку все более непопулярной войны. Конгресс намерен издать закон, который обяжет иракское правительство осуществить важнейшие политические шаги: например, принять закон о разделе нефтяных доходов и провести выборы в провинциях. И все же некоторые представители Вашингтона выступают за более полный и четкий способ оценки достижений.

"Никто не знает, как определить прогресс в столь неоднозначной ситуации, - говорит конгрессмен Джек Кингстон, республиканец от штата Джорджия, член подкомитета палаты представителей по зарубежным оборонным расходам. - Мы испытываем проблемы с его измерением. Представьте себе, каково строить дом без линейки".

Эту проблему пытается решить конгрессмен Кингстон, который еженедельно проводит за завтраком деловую встречу с республиканской "тематической группой", состоящей примерно из 30 конгрессменов. На прошлой неделе звездой встречи, прошедшей в Капитолии, стал заместитель премьер-министра Ирака, курд Бархам Салид. Не менее важным для Кингстона был и другой гость: Джейсон Кэмпбелл, специалист из Брукингского института, один из авторов так называемого "Иракского индекса".

"Иракский индекс" - это сводка, составленная на основе множества данных о положении в Ираке. В этом документе учитывается все, начиная от числа взрывов заминированных автомобилей и похищенных иностранцев за последний месяц до процента иракцев, имеющих доступ к электричеству, интернету и проч. В нем много чисел и мало анализа, хотя последний доклад от 30 апреля включал короткий и достаточно мрачный вывод. "Таким образом, ситуация в Ираке демонстрирует ряд положительных сдвигов, однако оснований для беспокойства все же больше, чем для оптимизма", - заключили авторы.

Кингстон выступает за использование "Иракского индекса" обеими партиями. Он просит авторов уменьшить число показателей до разумного числа - предположительно, их должно стать менее дюжины - и тогда сводку смогут использовать как общий статистический показатель обе партии. Поскольку Брукингский институт считается склонным к левым взглядам, конгрессмен Кингстон надеется, что демократы поддержат данную идею.

"Это будет нечто вроде индекса Доу-Джонса, - говорит он. - Никто не упрекает Доу-Джонс в пристрастности. Для всех нас это будет полезная информация. И тогда можно будет понять, кто побеждает, а кто проигрывает".

Пока что республиканцы вроде Кингстона поддерживают президента в его отношении к законопроекту о финансировании армии. В большинстве они голосовали против временных рамок для вывода войск - из-за них Буш ранее в этом месяце наложил вето на законопроект. Однако им нельзя забывать и о перевыборах 2008 года, о которых президенту волноваться уже не нужно. Проиграв выборы в Конгресс, республиканцы не могут позволить, чтобы на следующих выборах Ирак опять стал главным вопросом. Общая статистика позволит им выработать действенную стратегию по выводу войск.

Однако Майкл О'Хэнлон, главный автор "Иракского индекса", настроен скептически. По его словам, статистика - "важная основа для дебатов, опирающихся на факты", однако история показывает, что опасно опираться лишь на небольшую часть статистических данных.

"Во Вьетнаме использовалась статистика, однако были выбраны неверные показатели. Я полагаю, что тогда это очень затруднило обсуждение, - говорит О'Хэнлон. - Боюсь, что снова расстрою конгрессмена Кингстона: мы не можем точно определить, какие показатели являются наиболее информативными".

В любом случае, подобный мониторинг станет для Белого дома политической неприятностью: администрация не захочет загонять себя в угол, предоставив оценку своих достижений кому-то другому. Белый дом заявляет, что единственный заслуживающий внимания отчет о достигнутом прогрессе - это доклад генерала Дэвида Петреуса, нового командующего силами в Ираке, и Райана Крокера, нового посла. Они должны выступить с докладом в Конгрессе в сентябре.

Очевидно, что оба они готовятся держать ответ. В прошлом месяце в Ираке они консультировались с независимыми советниками, которым было предложено "ответить на вопрос о том, эффективна ли нынешняя стратегия ведения войны". Об этом рассказал Стивен Биддл, эксперт по оборонной политике из Совета по международным отношениям, входящий в данную экспертную группу. По словам Биддла, он не имеет права обсуждать свою работу, но ставит в вину Белому дому то, что он недостаточно четко показывает общественности, что такое прогресс в понимании представителей администрации.

"Сохраняя общую неопределенность, - говорит он, - они крайне усложняют отношения конгрессменов и сенаторов с избирателями. Те не могут просто сказать избирателям: "Все гораздо лучше, чем вы можете себе представить, и вот почему..."

Некоторые говорят, что заметить прогресс нетрудно: если он появится, это будет очевидно.

"Я хочу видеть, как вновь налаживается жизнь, - говорит сенатор Роберт Беннетт, республиканец от штата Юта, в целом поддерживающий президента. - Хочу видеть людей на рынках. Хочу видеть, как по улицам гуляют пары, а люди сидят в уличных кафе".

Другие, например сенатор Сьюзан Коллинз, представительница республиканцев от штата Мэн, которой в следующем году придется бороться с сильным конкурентом-демократом, предлагает собственный вариант. По словам Коллинз, нужно стремиться к выборам в провинциях, подписанию закона о нефти, "к значительному снижению уровня насилия и числа нападений и одновременно к передаче все больших полномочий иракским силам".

Коллинз, как и Беннет, говорит, что многое будет зависеть от доклада генерала Петреуса о достигнутых успехах. Однако она признала, что прогресс в одной области может сопровождаться неудачами в другой.

"Для меня, - объясняет она, - окажется сложным вопросом, если анализ даст смешанные результаты, а это видится вполне вероятными. Для меня неоднозначный доклад - это недостаточный аргумент в пользу неограниченного по времени военного присутствия".

Некоторые республиканцы пересматривают свои взгляды, не дожидаясь осени. Сенатор Ламар Александр из Теннеси на прошлой неделе объявил, что он, хотя и поддержит финансирование солдат, намерен инициировать закон, который реализует задачи, приведенные в докладе двухпартийной Группы по изучению Ирака. Данный доклад ставил цель вывести войска к марту 2008 года. Буш выступил резко против этого ограничения по времени, объявив в январе об усилении военного присутствия в Ираке.

Сенатор Александр говорит, что он лишь пытается объединить расколотую страну. "Я не вижу возможности поддерживать длительное присутствие в Ираке, если у него нет двухпартийной поддержки", - говорит он.

То есть время, которым располагает Буш, уходит. Кингстон выражает надежду, что в ближайшие несколько месяцев дебаты "станут гораздо демократичнее", поскольку все большее число республиканцев перестанет мириться с нынешней ситуацией.

В то же время он надеется получить некий надежный способ, который позволит понять, следует ли республиканцам в сентябре отказать в поддержке президенту или дать еще какое-то время.

"Я уже три года слышу оптимистичные заявления, - говорит Кингстон. - И каждый раз говорят, что мы почти добрались до некого неуловимого переломного момента. Но только этот момент все не наступает".

Источник: © The New York Times

{full-story limit="10000"}


Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!