Годовой обзор: террористическая угроза распространяется - «Иностранная пресса»
Мэттью Дэлтон, Мэтт Брэдли, Антон Трояновски, Натан Ходж | The Wall Street Journal
"Террористическая угроза, которую представляет собой "Исламское государство" (запрещенная в РФ организация. - Прим. ред.), превратилась из неопределенной опасности, сосредоточенной преимущественно на Ближнем Востоке, в одну из крупнейших проблем мировой безопасности со времен окончания холодной войны", - пишет Мэттью Дэлтон в обзорной аналитической статье для The Wall Street Journal, подготовленной коллективом журналистов издания.
Впервые эта военизированная группировка инициировала крупные теракты из своих опорных пунктов, поразив удаленные цели, говорится в статье.
"Было ясно, что эта группировка призывает к терактам, - говорит Раффаэлло Пантуччи, эксперт по борьбе с терроризмом в Институте оборонных исследований ВС Великобритании (Royal United Services Institute). - Однако не было очевидно, что в этом заключена некая стратегия. Это больше было похоже на то, что нам в глаза пускают пыль".
Дэлтон напоминает о терактах, совершенных или инспирированных ИГИЛ и другими террористическими организациями в этом году: сначала в январе во Франции, когда, в том числе, погибли журналисты сатирического издания Charlie Hebdo, в июне в Тунисе, крушение российского авиалайнера в октябре, теракты в Бейруте и Анкаре и, наконец, в Париже в прошлом месяце.
"Эта скоординированная атака обнаружила зияющие бреши в системе безопасности Европы", - отмечает автор, подчеркивая, что двое из организаторов парижского теракта проникли в Европу под видом мигрантов и при перемещении не были обнаружены ни бельгийскими, ни французскими властями.
"Стратегии в Сирии и Ираке пересматриваются", - пишет журналист Мэтт Брэдли.
"По оценкам США, в результате американских и союзнических бомбардировок во время 16-месячной военной кампании погибли более 20 тыс. боевиков "Исламского государства", что способствовало ослаблению контроля группировки над ее территорией. Однако вербовка экстремистской группировкой иностранных боевиков, по оценкам американских чиновников, удвоилась в тот же период, позволив ей установить свое присутствие примерно в 30 странах", - говорится в статье.
Брэдли перечисляет попытки бороться с ИГИЛ, в том числе военно-воздушную кампанию России, отмечая, впрочем, ее направленность преимущественно против других противников сирийского президента Башара Асада.
"В этом месяце Саудовская Аравия объявила о своих планах по созданию коалиции из 34, в основном суннитских, государств для борьбы с группировкой. Однако ее противники в преимущественно шиитском Иране, подконтрольные силы которого считаются одними из немногих эффективных борцов с ИГИЛ, оказались при этом подозрительно исключенными из списка", - пишет издание.
Автор также упоминает возобновленные усилия по противодействию ИГИЛ со стороны Франции, Великобритании и рассматриваемые США планы по возвращению к борьбе с использованием сухопутных войск в Ираке.
"Одна из крупнейших волн массовой миграции со времен Второй мировой войны охватила Европу, пошатнув идеалы открытых границ и вызвав дебаты по поводу европейских ценностей", - отмечает журналист Антон Трояновский.
Волна мигрантов обнаружила раскол в Европе. Некоторые западные страны во главе с Германией приняли беженцев с распростертыми объятиями; большинство государств на востоке во главе с Венгрией заявили, что прибытие новых людей, преимущественно мусульман, представляет угрозу европейскому образу жизни, пишет Трояновский.
Можно назвать это "возвращением по-кремлевски": российский президент Владимир Путин начал этот год почти как пария, страна которого несла урон от западных санкций, напоминает журналист Натан Ходж.
"Однако этой осенью Путин показал себя в качестве важного игрока на мировой арене после начала бомбардировок в Сирии, первой войны России за пределами границ бывшего Советского Союза", - отмечает он.
"Его призыв к большому альянсу для борьбы с "Исламским государством", как представляется, получил развитие после терактов в Париже, но затем потерял обороты, не в последнюю очередь из-за стратегических и тактических расхождений", - отмечает Ходж.
"Россия по-прежнему остается под западными санкциями из-за ее вмешательства на Украине. И, хотя Путин получил больше возможностей позировать перед фотокамерами вместе с мировыми лидерами, сближение, в лучшем случае, было ограниченным", - комментирует автор.