"Джихадистан" между Сирией и Ираком возрождает мечту о халифате - «Иностранная пресса»
Ренцо Гуоло | La Repubblica
Взятие джихадистами второго по величине иракского города Мосул пробуждает старые призраки, в частности призрак эмирата в суннитских провинциях Месопотамии, вплоть до ливанского побережья Средиземного моря, пишет Ренцо Гуоло в газете La Repubblica. Такова программа ИГИЛ - "Исламского государства Ирака и Леванта".
"Всего несколько лет назад иракские джихадисты, казалось, были привязаны к сельским провинциям Анбар и Нинева. Но политическая пустота в суннитском лагере была заполнена ИГИЛ - организацией, которая стала в глазах части населения единственной политической и военной силой, способной сдержать шиитское господство и центробежные настроения курдов, стремящихся к независимости. Иным образом объяснить возрождение группировки невозможно. Абу Бакру аль-Багдади удалось привлечь в ее ряды боевиков со всего мира и превратить ранее разобщенную группировку в централизованную и более подготовленную структуру", - говорится в статье.
"Избежав угрозы раскола, ИГИЛ приступила к реализации теории месопотамского театра как единственного военного сценария, намереваясь превратить Междуречье и Ливан в единую великую страну джихада - самый настоящий "Джихадистан", - пишет автор статьи. - Отсюда и участие в сирийском конфликте. Альянс с сирийцами позволил иракцам открыть путь в Турцию, из которой поступают волонтеры, оружие, деньги, вооружение, а также осуществлять джихад без границ".
"Если ИГИЛ удастся разделить на три части Ирак, призванный сыграть роль эмбриона и крепкого ядра халифата, придавая форму тому, что до последнего времени было мифом, будет трудно удерживать это движение в рамках. Безусловно, мечту - или кошмарный сон - о радикальном исламском государстве, протянувшемся от Багдада до Бейрута, включая Дамаск и Великую Сирию, реализовать очень трудно, - продолжает Ренцо Гуоло, - и не только по причине раскола в лагере джихадистов. Всякий раз, как джихадизм пытался укорениться на большой территории, он терпел поражение. Вероятно, именно поэтому его лидеры пришли к мысли о необходимости мобилизовать тех, кто ранее расходился во мнениях по долгосрочным задачам, объединив их перед каидистской угрозой".