Фейк РИА «Новости»: убийство президента Гаити организовано США - «Антифейк»
РИА «Новости» опубликовало статью обозревателя Виктории Никифоровой, уже не раз попадавшей в поле зрения рубрики «Антифейк», под эффектным заголовком «За что американцы убили президента Гаити». В статье говорится:
Улики, указывающие на «американский след», выглядят, прямо скажем, не очень убедительно: вторые паспорта двух участников нападения да некий организатор Майк, говорящий по-испански и по-английски. Правда, власти Гаити уже установили: главным организатором убийства был гаитянин Кристиан Эммануэль Санон, живший в последнее время в США. Глава полиции Гаити сообщил:
Фирма, которую нанял Санон, уже названа: это венесуэльская компания CTU, базирующаяся во Флориде, где жил Санон. Видимо, упомянутый Майк имел отношение к этой фирме. И, похоже, связь убийц президента с США этим и ограничивается. Но очевидно, что Флорида — одно из самых привлекательных мест, где может поселиться разбогатевший гаитянин: в его собственной стране жизнь не очень комфортна.
А что касается американских СМИ, называвших Моиза диктатором, то как еще называть президента, распустившего парламент, установившего единоличное правление, заодно подредактировав срок так, чтобы получилось, что он еще не закончился, и собирающегося изменить конституцию в сторону безграничной президентской власти?
Но у Никифоровой есть козырь — история американского вмешательства в дела Гаити:
Представления Никифоровой об истории Гаити довольно своеобразны. В этой стране власть действительно много раз менялась в результате военных переворотов и народных волнений. Но Жовенель Моиз — всего лишь второй за всю историю страны убитый президент, так что цитата из «Бравого солдата Швейка» про семь пулек тут вряд ли уместна.
Убитый в 1806 году Жан-Жак Дессалин президентом не был. Он был лидером восстания против французских колонизаторов, после прихода к власти провозгласившим себя сначала пожизненным генерал-губернатором, а затем императором Жаком I. Убили его бывшие соратники по революционной борьбе, один из которых — Анри Кристоф — объявил себя королем Гаити Анри I. Он, в свою очередь, через 14 лет застрелился, когда мятежники осадили его дворец. Впрочем, ко всем этим кровавым событиям США не имели никакого отношения; в те годы молодому североамериканскому государству было не до экспансии в Карибском бассейне.
Первое убийство президента Гаити произошло в 1915 году. Президент Вильбрен Гийом Сан отдал распоряжение о казни 167 политзаключенных, в том числе свергнутого президента Ореста Замора. После этого поднялось народное восстание, Сан попытался скрыться во французском посольстве, но восставшие ворвались туда; президента буквально разорвала толпа. После этого страна погрузилась в хаос, в ней не было практически никакой государственной власти, и в этой ситуации президент США Вудро Вильсон, опасаясь, что Гаити может стать легкой добычей для Германии (шла Первая мировая война), приказал захватить столицу Порт-о-Пренс.
Так началась 19-летняя американская оккупация Гаити. После этого государственные перевороты в стране не стали редкими, но до 2021 года обходились без убийств лидеров. Американцы действительно казнили Шарлеманя Перальта, но он не был государственным лидером и никем не был избран, да и в выборах никогда не участвовал. Перальт был профессиональным военным, командующим военным округом. В 1915 году он поднял мятеж против американской оккупации, четыре года вел повстанческую войну, пытался свергнуть проамериканского президента Филиппа Дартигенава. В 1919 году попал в засаду и был казнен; американцы относились к нему как к главарю банды. Сейчас гаитяне чтут Перальта как национального героя.
Через некоторое после вывода американских войск в 1939 году произошло еще несколько переворотов, в которые США не вмешивались. В 1957 году на выборах победил Франсуа Дювалье, впоследствии объявивший себя пожизненным президентом и удерживавшим власть до своей смерти в 1971 году. Во время его правления США выделяли Гаити экономическую помощь, но вряд ли одного из самых одиозных диктаторов XX века можно считать американской марионеткой. Дювалье, называвший себя колдуном вуду и даже самим бароном Субботой, повелителем мертвых, однажды публично совершил ритуал, истыкав иголками куклу, изображавшую президента США Джона Кеннеди, а позже утверждал, что гибель Кеннеди — результат его магии. Тем не менее администрация Линдона Джонсона продолжила экономическую помощь Гаити, опасаясь, что иначе страна может оказаться в зоне советского влияния.
Правивший после Франсуа Дювалье его сын Жан-Клод, также назначивший себя пожизненным президентом, был свергнут в результате народного восстания, вспыхнувшего после того как он отдал армии приказ расстрелять демонстрацию протеста. Очевидно, в эти события американцы не вмешивались.
Президент Жан-Бертран Аристид, получивший популярность как проповедник и призывавший к борьбе с диктатурой, был в 1990 году избран на всеобщих выборах, набрав 67% голосов. В 1991 году, через полгода после инаугурации, был смещен в результате военного переворота и бежал в Венесуэлу. В 1994 году США, угрожая интервенцией, потребовали от военной хунты оставить власть; Аристид вернулся в страну как законный президент, но от срока, на который он был избран, оставалось лишь около года. По окончании срока Аристид ушел в отставку. Это, видимо, был первый после окончания оккупации случай вмешательства США в гаитянскую внутреннюю политику, но заключался он всего лишь в требовании восстановления конституционного порядка. В 2000 году Аристид снова был избран президентом, но быстро потерял популярность из-за авторитарных методов правления и коррупции. В стране началось народное восстание, оппозиция заняла практически всю территорию Гаити, кроме столицы. В этой ситуации Аристид при помощи США бежал в Центральноафриканскую республику; он утверждал, что его схватили американские военные и насильственно вывезли в ЦАР на военном самолете. В 2011 году Аристид вернулся на Гаити, участвовал в политической борьбе, но без особого успеха.
Так что Никифорова, упоминая «семь пулек», как минимум сильно преувеличивает. Зато у нее заготовлен ударный финал:
Совершенно невозможно понять, причем тут Румыния, член Евросоюза, где ВВП на душу населения хоть и низок по меркам ЕС, но все же выше, чем в России. Да и другие названные ей страны как-то не очень похожи на примеры нищеты и безысходности.